Что они рисовали?

Время от времени в сети попадаются старые фото или гравюры, на которых изображены странные существа, напоминающие одновременно и людей и животных. Кроме того, существует множество письменных источников, упоминающих, к примеру, о кинокефалах или песеглавцах. Самый известный из них – святой Христофор, который даже удостоился чести быть канонизированным церковью в ранг святых. Вот, кстати, одна из гравюр того времени.

Существуют рассказы очевидцев о встречах с кинокефалами и на нашей территории. Можно, конечно, отнестись к таким рассказам как к разновидности древней научной фантастики, однако как жанр литературы научная фантастика появилась совсем недавно, а до такой вещи, как мистификация еще надо было морально дозреть))

Поскольку в настоящее время киноцефалы пока не обнаружены, мы не можем с уверенностью сказать, существовали они на самом деле или это досужая выдумка летописцев. Однако с гравюрами все не так просто, как кажется. К сожалению, мы уже не можем найти этого художника и спросить его, что он рисовал и зачем. Однако, мы можем сопоставить детали рисунка и на основании этого сделать некоторые выводы.

Нас интересуют по крайней мере ответы на два важных вопроса.

1. Кого он рисовал на самом деле?

2. Видел ли художник объект, который он рисует, или это был лишь плод его воображения?

В качестве ответа на первый вопрос ортодоксальные историки предлагают версию, что в древних летописях на самом деле описываются некие разновидности человекообразных обезьян, к примеру, павианов.

Чтобы определиться с этой версией, давайте сравним увеличенное изображение головы существа с гравюры и современных собакоголовых обезьян – бабуина (слева) и павиана (справа).

Определенно бросаются в глаза следующие моменты:

1. У приматов сильно выражены надбровные дуги, а сами глаза мелкие и слишком близко посажены друг к другу, что все вместе придает им глубокомысленно-туповатый вид. У существа с гравюры расстояние между глазами гораздо больше и надбровные дуги выражены не так сильно.

2. Приматы обычно питаются жесткой растительной пищей, они не заглатывают её кусками, а долго жуют, поэтому нижняя челюсть у приматов весьма развита, но в отличие от человека, у обезьян достаточно мощные клыки, что хорошо видно на правой фотографии. У существа с гравюры нижняя челюсть развита относительно слабее и клыки совсем небольшие, напоминающие скорее собачьи.

3. Ноздри обезьян расширены и слегка вывернуты наружу, что хорошо видно на фотографиях. У существа с гравюры ноздри небольшие и опущены вниз, что опять же больше соответствует собачьему носу.

Можно искать и другие признаки, подтверждающие отсутствие обезьяньих признаков, однако даже на основании этого короткого рассмотрения видно, что это кто угодно, но точно не павиан и не бабуин! 

Так что же, с уверенностью скажем, что художник рисовал собаку? 

Не будем торопиться с выводами, а лучше давайте сравним анатомию лица человека, существа с гравюры и собаки.

1. У собак вытянутый череп, а ушные раковины сдвинуты назад и вверх. У человека череп округлый, а ушные раковины смещены вниз и расположены по бокам головы. У существа с гравюры череп округлый как у человека, а ушные раковины заметно сдвинуты назад и вверх как у собаки, но не настолько далеко, как у собак.

2. Слух у собак просто замечательный. Этому способствуют большие и подвижные ушные раковины. Люди практически не умеют двигать ушами, а сама ушная раковина жесткая и малоподвижная. К сожалению, мы не можем оценить форму ушных раковин существа с гравюры, поскольку ушных раковин у него просто нет. Возможно, что ушные раковины были просто насильственно обрезаны, чтобы существо больше напоминало внешним видом человека. Зато мы можем заметить, что ушное отверстие у него расширенное и гораздо больше, чем ушные отверстия у людей. Поэтому скорее всего уши у ней были как у собаки.

3. Глаза у собак смещены вверх и в среднем, более узкие, чем у людей. Надбровные дуги выражены слабо. У существа с гравюры глаза посажены глубже, чем у собак и скорее напоминают человеческие. Надбровные дуги выражены сильнее, чем у собак.

4. Художник старательно наложил тени, что позволяет нам оценить рельеф и расположение лицевых мышц. У человека самые сильные мышцы в теле – это жевательные. У многих людей это бывает даже заметно. Когда люди злятся, говорят, что у них “ходят желваки”. У собак может быть сильная хватка челюстей, но это скорее связано с развитыми мышцами шеи, которые тоже принимают некоторое участие в смыкании челюстей. Собакам не приходится так часто и так много делать жевательных движений, пищу они больше разрывают и заглатывают кусками, чем жуют. Поэтому внешне челюстные мышцы не кажутся сильно выраженными. Однако у существа с картинки мы видим четко выраженные жевательные мышцы. Возможно, это связано с тем, что ей приходилось много питаться человеческой пищей, несмотря на строение челюстей, не приспособленное для такого рода занятий.

5. У собак вся морда покрыта шерстью. Однако у существа с гравюры волосяной покров начинается только у края черепа, ближе к затылку. Все лицо свободно от шерсти. Немного волос есть только у края челюстей и на задней поверхности шеи. Волосяной покров короткий, напоминающий шерсть гладкошерстных собак.

Таким образом, можно сделать вывод, что облик существа с гравюры не является ни полностью человеческим, ни полностью собачьим, а представляет собой некую смесь того и другого.

При этом стоит заметить, что эта смесь анатомически правильная!

То есть, художник не просто нарисовал человека и эклектически пристыковал к туловищу человека голову собаки, вовсе нет!

Он изобразил на гравюре одновременно анатомические признаки человека и собаки, так как это могло бы проявиться у генетического гибрида, что очень трудно изобразить настолько точно, если ты не являешься профессиональным антропологом или биологом. 

А теперь можете сами прикинуть, с какой вероятностью человек, имеющий знания анатомии, антропологии и биологии, эквивалентные современным, мог жить в ту эпоху и заниматься изготовлением гравюр. Прикинули вероятность? Согласно принципу бритвы Оккама лучше откинуть все маловероятные допущения. Гораздо проще предположить, что художник и очень хороший гравер просто в реальности видел перед собой то, что он рисовал!

Обсудить статью можно в нашей группе на Дзене:

https://dzen.ru/media/id/63637a7c7e3c2b316052e914/chto-oni-risovali-642712b94c38e1260830f168

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.